Роль агропромышленного комплекса в экономике регионов

// // Интересное в сети //

Реформа агропромышленного комплекса, проведенная в прошедшем десятилетии, имела федеральную и региональную составляющие. В рамках федеральной реализовывалась концепция самоуправляемого производства на базе поощрения частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Однако опыт показал практическую несостоятельность большей части этой концепции и как результат - невыполнение основных задач реформы.
     
    Что касается региональной составляющей реформ, то она должна была исходить из учета существующего многообразия агроклиматических параметров, стартовых условий вхождения в рынок, особенностей социально-экономического потенциала регионов, но в то же время опираться на единые методы государственного воздействия на АПК. Однако отсутствие региональной стратегии реформирования АПК привело к тому, что сегодня не разработаны единые критерии определения, на каком этапе рыночных преобразований находится тот или иной региональный агропромышленный комплекс. Разброс значений основных параметров, характеризующих этот сектор, настолько велик, что разработка типологии представляется трудноразрешимой задачей.
    
    Нерешенным так и остался вопрос, по какой стратегии и тактике пойдет развитие АПК страны и регионов. Именно в соответствии с ролью АПК в выполнении регионом своего предназначения должны формироваться цели и задачи развития этого сектора, оцениваться эффективность, а также определяться, какие ресурсы может направить регион на развитие агропромышленного сектора.
    
    В дореформенный период практически не ощущалось потребности в объективных оценках региональных ситуаций, поскольку не принимались во внимание региональные интересы, состоящие в стабильном воспроизводстве и приумножении социального (в том числе национально-этнического), природоресурсного и экологического, демографического, хозяйственного потенциалов региона.
    
    Носителями региональных интересов являются население региона, его хозяйственные и инфраструктурные образования.Это особенно стало проявляться с децентрализацией управления и последовательным обретением регионами самостоятельности. Реализацией этих интересов должны в первую очередь заниматься региональные органы управления. В этом их должны поддерживать федеральные власти, проводя адекватную региональную политику.
    
    Если региональные интересы можно представить как взаимосвязанные направления развития, то региональные цели - это конкретизация интересов в форме, доступной для практических действий региональных властей. При этом большинство экономистов, занимающихся региональными проблемами, сходится во мнении, что основным целевым ориентиром регулирования территориального развития, и в первую очередь - стратегического управления регионом и его подсистемами, в том числе и АПК, является улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Процесс приватизации общенародной собственности привел к созданию многообразных форм хозяйствования.
    
    Оформились интересы различных хозяйствующих групп: собственников предприятий, кредиторов, арендодателей, работающего персонала, поставщиков, потребителей, региональных органов управления. Интересы этих групп не только различны, но и существенно отличаются от регионального вектора развития.
    
    Поскольку функции регионального АПК направлены на реализацию региональных интересов, можно выделить пять соответствующих им функциональных задач: содействие повышению уровня жизни: эффективной занятости населения региона, увеличению его финансового, природно-ресурсного и производственного потенциалов; развитию внутри- и межрегиональных связей.
    
    Проанализируем роль АПК в реализации важнейших региональных интересов на примере его участия в формировании уровня жизни населения и бюджетного потенциала Республики Адыгея.
    
    Уровень жизни населения является не только одним из индикаторов региональных интересов, но и обобщающей характеристикой состояния социального потенциала региона, выраженной совокупностью жизненных благ, потребляемых населением преимущественно по месту жительства, а также основным фактором социальной стабильности в регионе в переходный период. Динамика уровня жизни - важнейший ориентир при разработке стратегии развития региональной экономики в целом и ее структурных составляющих.
    
    Существуют различные системы показателей, определяющие уровень жизни населения региона, что свидетельствует об отсутствии единой методики его оценки. Тем не менее по мнению большинства исследователей, уровень жизни выражают три группы показателей: потребление важнейших продуктов питания; денежные доходы населения; обеспеченность жильем и предметами длительного пользования.
    
    Динамика уровня жизни населения региона формируется под влиянием не только межотраслевых комплексов региона, но и других факторов, не относящихся к компетенции региональных властей. Поэтому выявление реальной роли регионального АПК, а также механизма этого влияния является не только исходной задачей стратегического управления, определяющей во многом перспективы этого сектора, но и исследовательской, которой до последнего времени уделялось недостаточно внимания.
    
    Для выяснения того, насколько региональный АПК объективно может влиять на повышение уровня жизни населения, необходимо оценить его воздействие на динамику потребления продовольствия и накопления денежных доходов населения в регионе.
    
    Потребность региона в продовольствии, определяемая физиологическими нормами душевого потребления, зависит от демографической структуры населения, вида трудовой деятельности, климатических условий, национальных традиций и пр. Продукты питания характеризуются качественными, структурными и энергетическими параметрами. Чем ближе душевое потребление к нормам, тем выше интерес населения к качественным, в первую очередь экологическим, характеристикам продовольствия. И наоборот, с ухудшением рациона питания региональные власти все чаще сталкиваются с необходимостью отслеживать не столько структуру потреблении основных пищевых продуктов (молочные, мясные, хлеб, картофель, сахар, фрукты и овощи), сколько стремятся к тому, чтобы не допустить долговременного дефицита калорийности питания, пагубно влияющего на здоровье человека. Очевидно, чем ниже уровень потребления продовольствия в регионе, тем выше значимость этой составляющей в системе региональных интересов.
    
    Следует отметить, что в дореформенный период региональные АПК были ориентированы преимущественно на удовлетворение общенациональных потребностей в продуктах питания и лишь затем - потребностей населения своего региона. Это было связано с тем, что за обеспечение каждого региона продовольствием ответственность в конечном счете лежала на центральных органах. С переходом на рыночные отношения она была перенесена на региональные.
    
    Тем не менее именно динамика общеэкономической ситуации и действия федеральных властей, создавших ее, предопределили основные тенденции в производстве и потреблении продовольствия в стране. Поэтому в основе тенденций достижения душевого потребления продовольствия в регионах лежит общероссийская динамика.
    
    Практически во всех регионах произошло падение производства продовольствия. В условиях удорожания транспортных услуг, разрыва хозяйственных связей с трудностями продовольственного обеспечения первыми столкнулись регионы, традиционно его завозящие. Стремясь не допустить ухудшения продовольственной ситуации у себя, администрации более благополучных регионов стали создавать искусственные препятствия межрегиональным поставкам продуктов. Во второй половине 90-х гг. такие препятствия были устранены и регионы разделились на три группы, которые можно определить как вывозящие продовольствие, самообеспечивающиеся и ввозящие.
    
    К группе вывозящих относятся Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, осуществляющие отгрузку в другие регионы широкого ассортимента товаров, включая продовольственное и фуражное зерно, продукцию технических культур, плоды и овощи. В эту же группу входит ряд регионов Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, поставляющих в значительных объемах продовольствие, включая продукты животноводства, но по более суженному ассортименту.
    
    Самообеспечивающиеся регионы в основном представлены субъектами Федерации, расположенными в центральных районах страны.
    
    Группу ввозящих регионов можно разделить на две подгруппы.Одну из них составляют регионы, завозившие и в дореформенный период продовольствие в больших количествах (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и Свердловская область), а также расположенные в северной и северо-восточной частях страны, Сибири и на Дальнем Востоке, природные условия которых не позволяют производить достаточное количество продовольствия.
    
    Другую подгруппу представляют регионы, которые до рыночных реформ обеспечивали себя продовольствием, а в настоящее время отстали от средне-российского уровня его потребления из-за высоких темпов падения производства продовольствия, разрушения экономики и, как следствие, низкого уровня денежных доходов населения. К ним можно отнести не менее половины субъектов Федерации, в том числе и республики Северного Кавказа.
    
    В масштабе страны роль АПК в формировании динамики потребления населением продовольствия следующая: чем меньше объемы собственного товарного производства и чем дороже оно, тем активнее население пытается производить продукты для самообеспечения и тем больше в рационе импортной продукции.
    
    Компенсируя снижение своей покупательной способности в условиях неконтролируемого роста цен на продовольствие, население большинства регионов страны в 90-х гг. не только не допустило падения объемов производства в своих личных подсобных хозяйствах, но даже увеличило его по некоторым видам продукции. Так, при уменьшении выпуска молока в общественном секторе его производство в хозяйствах населения за указанный период возросло на 20%, главным образом за счет роста поголовья коров. За то же время посевные площади под овощные культуры в сельскохозяйственных предприятиях сократились почти в 3 раза, тогда как в хозяйствах населения они увеличились в 2, 8 раза.
    
    В целом, как показывают ежегодные бюджетные обследования, проводимые региональными органами статистики, доля личных подсобных хозяйств в общем объеме потребляемого населением продовольствия значительна. В Республике Адыгея, например, она превышает аналогичный показатель по стране. Дальнейший прирост объемов производства в личных подсобных хозяйствах населения наталкивается на серьезные препятствия (проблемы с кормами, молодняком, дороговизна топлива и химикатов), поэтому в обозримой перспективе он не будет существенным. Следовательно, этот сектор не может рассматриваться как стратегический резерв роста обеспеченности населения страны и большинства регионов продовольствием.
    
    На уровне отдельно взятого региона между потреблением продовольствия и объемами его производства нет прямой зависимости, что обусловлено рядом причин. Во-первых, структура производства продовольствия в регионе, как правило, не совпадает со структурой его фактического потребления. Так, в Республике Адыгея в 2000 г. было произведено сахара в 9 раз больше, чем необходимо для удовлетворения собственных нужд. С другой стороны, на динамику потребления влияет ряд взаимосвязанных факторов, главные из которых - региональные цены на продовольствие и денежные доходы населения. Поэтому в той мере, в какой региональный АПК влияет на указанные факторы, динамика потребления продовольствия будет определяться состоянием аграрного сектора.
    
    Для исследования взаимосвязи между производством продовольствия в регионе и рыночными ценами по районам Северного Кавказа проанализированы два показателя: производство продуктов питания на душу населения и стоимость набора из 25 продуктов. Выбор этих районов определялся тем, что среди них есть и вывозящие регионы (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), и тяготеющие к самообеспечению (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика), и ввозящие (Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Дагестан).
    
    Как показал анализ, существенной взаимосвязи между уровнями душевого производства продовольствия и рыночных цен на него не наблюдается. Так, если по первому показателю Краснодарский край - наиболее благополучный на Северном Кавказе - превосходит Дагестан, производящий на душу населения продовольствия меньше в 25 раз, то стоимость набора продуктов питания в Краснодарском крае меньше, чем в Дагестане, всего на 7, 6%.
    
    Значение рыночных отношений в регулировании спроса и предложения столь высоко, что нишу, образовавшуюся на рынке продовольствия в случае уменьшения его производства в регионе, незамедлительно занимают поставки из других регионов. Например, когда в целом по стране в 90-е гг. объемы производства цельномолочной продукции уменьшились примерно в 3 раза, а в Республике Адыгея - в 20 раз, население последней этого практически не заметило, поскольку на прилавках местную продукцию заменила более качественная продукция из соседних районов - Краснодарского края и Карачаево-Черкесской Республики. При этом цены на указанную продукцию были более низкими, чем в Краснодарском крае.
    
    Рассматривая влияние регионального АПК на денежные доходы населения, следует иметь в виду, что на приобретение продовольствия население тратит лишь часть своих средств, хотя и значительную. Остальную оно расходует на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. При этом чем ниже уровень денежных доходов населения, тем выше доля средств, затрачиваемых на продовольствие. В дотационных регионах этот показатель за последние годы имел тенденцию к росту. В Республике Адыгея, например, за 1992-2000 гг. его величина возросла с 42 до 48%.
    
    Влияние АПК на формирование денежных доходов населения региона проявляется прямо и косвенно. Прямое - характеризуется долей оплаты труда работников агропромышленного комплекса в денежных доходах населения региона, косвенное - тем, что, чем больше региональный АПК будет способствовать увеличению доходов бюджета региона, тем больше средств будет поступать в доходы работников бюджетной сферы региона.
    
    Для дотационных регионов характерны не только более низкий уровень доходов, но и структурные особенности (табл. 1).
    
    Как видно из табл. 1, в Адыгее доля денежных доходов населения, получаемых по линии социальных трансфертов, выше, чем в целом по стране, что объясняется политикой социальной поддержки, проводимой в Российской Федерации.
    
    Таблица 1
    
    Структура денежных доходов населения РФ и Республики Адыгея в 2000 г.
    
    //(в %)
    
    /РФ/Республика Адыгея
    
    Денежные доходы, всего .................../100/100
    
    В том числе: //
    
    оплата труда ................... ........./38, 7/29, 7
    
    социальные трансферты ................../14, 1/20, 3
    
    Доходы: //
    
    от собственности ......................../5, 9/3, 7
    
    от предпринимательской деятельности ...../14, 8/11, 3
    
    другие ................................./26, 5/35, 0
    
    В то же время в республике ниже доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности, что напрямую связано с более низким уровнем развития рыночных структур. Наибольший интерес представляет оплата труда, доля которой в денежных доходах в Адыгее ниже, чем в целом по стране. Между тем именно по этой составляющей имеются наибольшие перспективы для региональных АПК, влияющих на увеличение денежных доходов населения.
    
    Прогнозные расчеты показали, что при сохранении сложившихся тенденций в Республике Адыгея произойдут изменения в структуре оплаты труда в отраслях материального производства и рыночных услуг.
    
    Ожидаемое замедление темпов развития ряда базовых отраслей - лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и металлообработки, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства - приведет к снижению в них доли оплаты труда и увеличится в торговле, что напрямую связано с опережающим ростом денежных доходов населения республики. Наибольший же рост связан с агропромышленным комплексом, удельный вес которого в совокупной оплате труда увеличится с 21, 6 до 23%. Следовательно, агропромышленный комплекс становится все более значимым сектором в формировании денежных доходов населения региона.
    
    Важна также роль АПК в формировании бюджетного потенциала региона, хотя на практике местные власти не всегда владеют адекватной оценкой его финансовых возможностей. Бюджеты регионов зависят от трех составляющих: налоговых и неналоговых доходов, поступлений из федерального бюджета (трансфертов, субвенций, средств по взаимным расчетам и прочих безвозмездных поступлений). При этом неналоговые доходы в большинстве регионов страны незначительны ввиду отсутствия внешнеэкономической деятельности и низкого уровня доходов от реализации имущественных прав на государственную региональную собственность. Роль же федеральной помощи сильно колеблется по регионам: от регионов-"доноров", в бюджетах которых она практически отсутствует, до депрессивных, чьи бюджеты более чем на 80% формируются за счет центра.
    
    Если рассматривать вклад АПК в формирование собственных доходов конкретного региона, то он зависит прежде всего от места, занимаемого этим сектором, и особенно отраслями пищевой промышленности, в региональной экономике. Информация, собираемая Государственным комитетом РФ по статистике, не позволяет в полной мере оценить степень дифференциации регионов по вкладу пищевой промышленности в налоговые поступления. Но о том, что такая дифференциация происходит, можно косвенно судить по данным регионов об отраслевой структуре производства промышленной продукции. В частности, из всех субъектов Федерации в 8 регионах, в том числе и Республике Адыгея, доля пищевой отрасли в общем объеме производства промышленной продукции превышает 30%.
    
    Роль пищевой промышленности менее значима в Северном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах, что связано со степенью развития других отраслей, особенно топливно-энергетических, металлургических и машиностроительных. В таких районах, как Северо-Западный, Дальневосточный и особенно Северо-Кавказский, пищевая промышленность занимает исключительно важное место в хозяйственной жизни территорий, формировании бюджетов регионов.
    
    По данным Министерства финансов Республики Адыгея, на протяжении последних лет агропромышленный комплекс является крупнейшим бюджето-формирующим сектором, причем его роль возрастает. Если в 1995 г. на его долю приходилось 24, 9% всех налоговых доходов консолидированного бюджета республики, то в 2000 г.-32, 8%. При этом на долю пищевой промышленности приходится 94% всех платежей АПК в бюджет республики.
    
    Как видно из табл. 3, в формировании бюджета региона по-прежнему основную роль будут играть агропромышленный комплекс, торговля и строительство. На их долю в 2003 г. будет приходиться 63, 1% всех налоговых доходов бюджета региона, тогда как в 2000 г. было 57, 2%.
    
    Рост доходов консолидированного бюджета - это региональный интерес, в котором наиболее органично переплетены перспективные и текущие задачи развития региона. В связи со складывающейся общеэкономической ситуацией происходит сужение возможностей федерального центра по оказанию финансовой поддержки регионам. В этих условиях рост собственных доходов бюджета становится одним из ключевых региональных интересов.
    
    На Северном Кавказе региональные АПК, особенно пищевая промышленность, являются основным источником содействия росту уровня жизни местного населения. Такое смещение роли регионального АПК - прямое следствие рыночных реформ в стране, и оно должно учитываться при обосновании стратегии регионального развития.