Повышение роли экономических методов управления

// // Интересное в сети //

    Экономические методы предполагают использование денежно-стоимостных инструментов в производстве, распределении и обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью на предприятиях в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Большое значение имеют государственные и местные бюджеты, налоги, цены, банковские кредиты, ссудный процент, валютный курс, таможенные и другие платежи. С развитием рыночных отношений повышается роль экономических методов в регулировании и стимулировании товарного производства.

    
    Одной из предпосылок становления отечественного рынка и усиления стимулирования роста производства товаров и услуг является переход к преимущественно экономическим методам управления. Это связано с тем, что совершенствование предпринимательской деятельности базируется на самостоятельности предприятий в использовании основного и оборотного капитала и выпускаемой продукции. Свобода предпринимательства в отраслях, производящих товары или услуги, а также в товарном обращении и коммерческих сферах - важнейший принцип рыночной экономики. В этих условиях регулирование деятельности товаропроизводителей и других субъектов рынка осуществляется преимущественно с помощью бюджета, цен, банковского процента и т.д.
    
    При переходе к рынку усиливается потребность в государственном регулировании товарного производства и хозяйственных связей на основе экономических методов, законодательных актов и других правовых норм, а также административных мер. В результате нормализации рынка товаров, создания его современной инфраструктуры и развития конкуренции возрастает экономическая свобода всех звеньев хозяйствования. Значительна роль экономических методов управления в ускорении технического прогресса, достижении наилучших производственных показателей с наименьшими затратами, в расширении эффективной внешней торговли.
    
    Экономические методы, наряду с организационными, необходимы для обеспечения соответствия между совокупным платежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. При этом регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инвестиций, занятость, структура экспорта и импорта продукции и другие процессы. В сбалансировании спроса и предложения, доходов и расходов государства большое организационное значение имеют бюджет, налоги, цены) кредитная и внешнеэкономическая политика, способствующие нормализации рынка товаров, денег, рабочей силы и капиталов. Снижается также инфляция, укрепляется денежное обращение и повышается устойчивость курса рубля. Благодаря этому создаются предпосылки для экономического подъема и улучшения жизни народа.
    
    Перспективы таких тенденций во многом зависят от преодоления диктата монополий и развития конкуренции. Однако в этом направлении предстоит еще большая работа. Особого внимания требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и средних предприятий, а также крупных корпораций в тяжелой промышленности и отраслях, непосредственно ориентированных на удовлетворение социальных нужд.
    
    Важно устранение диспропорций и трудностей в снабжении материально-техническими ресурсами базовых отраслей, соблюдение эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и других секторов экономики. Как показывает практика, такие задачи успешно решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с государственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в сочетании с организационно-административными мерами способствуют эффективности земельной реформы, приватизации, перестройке хозяйственных систем, развитию прогрессивных коммерческих структур, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях.
    
    Опыт последних лет свидетельствует, что для формирования целостной системы экономических методов, отвечающих требованиям цивилизованного рынка, нужен более длительный период, чем предполагалось. В нашей экономике имеется ряд факторов, осложняющих становление рыночных структур. Из-за разрушения СССР затруднены экономические связи со странами СНГ. Старая система управления народным хозяйством в основном ликвидирована, а для создания новой, базирующейся преимущественно на экономических методах и правовых актах демократического государства, необходим продолжительный срок. Так, требуется немало времени для того, чтобы устранить накопившиеся диспропорции в производстве, финансовую нестабильность, длительную инфляцию. Важнейшими задачами являются преодоление кризиса взаимных платежей и достижение соответствия между спросом и предложением товаров. Вместе с тем нужен более действенный механизм стимулирования устойчивого роста экономики.
    
    Нормально функционирующий рынок, обеспечивающий равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг, включает не только бесперебойную куплю-продажу средств производства и продукции личного потребления, но и обращение устойчивых денег и ценных бумаг, своевременное получение кратко- и долгосрочных банковских кредитов за установленную плату, использование конвертируемой валюты для расчетов во внешнеторговых и иных экономических и научно-технических связях с зарубежными государствами.
    
    Однако и в условиях рынка, насыщенного разнообразными товарами, в случаях ослабления государственного регулирования, обострения противоречий и социальных конфликтов периодически наступают экономические депрессии и кризисы, нарушающие равновесие между спросом и предложением продукции, между доходами и расходами государства. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста производства и улучшения жизни народа необходимо рациональнее сочетать рыночное регулирование на микроуровне с государственным воздействием на макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это проявляется в политике цен, финансово-кредитной сфере, во внешнеэкономической деятельности.
    
    Отечественное производство еще не достигло высокого уровня конкуренции и эффективной торговли на внешнем рынке. Продолжающийся монопольный диктат в области цен, в обеспечении торговых связей с потребителями отражается и в использовании экономических методов хозяйствования. Так, свободные цены приходится сочетать с регулируемыми или предельными с целью социальной защиты малообеспеченных граждан и соблюдения эквивалентного обмена продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, а также между государствами СНГ. Например, при установлении цен на топливо учитываются и интересы этих стран, что впоследствии поможет достичь их согласованного уровнями на другие товары в рамках общих рынков. Целесообразно также государственное регулирование цен на газ, электроэнергию и иную продукцию естественных монополий. Ценовой диктат в отдельных подотраслях вызвал серьезные трудности для агропромышленного комплекса. В этой связи требуется повышение уровня управления всеми государственными ценами, особенно государственных предприятий.
    
    Чтобы снизить инфляцию и достичь соответствия между платежеспособным спросом и предложением товаров и услуг, меры по регулированию цен важно сочетать с умеренно-жесткой финансово-кредитной политикой. Это возможно как путем увеличения доходов, так и экономии в расходовании государственных средств.
    
    Усиление долларизации экономики и резкое снижение курса рубля в 1992-1994 гг. не только негативно сказались на уровне жизни граждан, но и затрудняли нормализацию рынков товаров и денег. Многие предприятия нарушали договорные обязательства по взаимной продаже товаров, широко распространялись бартерные сделки, взаимные неплатежи. Массовые нарушения условий поставок и хозяйственных связей между товаропроизводителями явились одной из причин нынешней инфляции. Немало предприятий продолжает несвоевременно выплачивать заработную плату рабочим и служащим, рассчитываться по налогам и другим платежам. В итоге инфляция не только понижает уровень жизни многих россиян, но и сдерживает преодоление спада производства и нормализацию потребительского рынка.
    
    Правительство лишь сравнительно недавно стало регулировать цены, размеры заработной платы и пенсий, сокращать расходы государственного бюджета, осуществлять меры по стабилизации курса рубля, ослаблению инфляции. В ряде отраслей промышленности наметились тенденции постоянного расширения производства. Однако крутого поворота к устойчивому росту ВВП и стабилизации народного хозяйства пока еще нет. Поэтому в ближайшее время необходимо на основе экономических методов управления в сочетании с формированием прогрессивных хозяйственных систем создать реальные условия для устойчивого подъема производства, значительного усиления его социальной ориентации. Достижению таких целей могли бы способствовать более действенная структурно-инвестиционная политика, а также финансово-банковские рычаги. Имеются в виду не только повышение роли бюджета и налоговой политики, но и завершение аграрной реформы, улучшение работы акционерных компаний, укрепление и стабилизация курса рубля, усиление значения кредитно-банковской системы в наращивании производства и сдерживании цен.
    
    Необходимо совершенствование межхозяйственных и межрегиональных связей. Цивилизованный рынок несовместим с безответственностью многих предприятий по выполнению межхозяйственных договоров. Решение этой проблемы во многом зависит от принятия соответствующих законодательных актов, способствующих укреплению договорной дисциплины.
    
    Недопустима недооценка стабилизирующей и стимулирующей роли цен в развитии народного хозяйства, обусловленной объективными требованиями конкурентного рынка, насыщенного разнообразными товарами. Для освоения новых ниш на внешних рынках необходима более выгодная продажа отечественных товаров по мировым ценам. Эта выгода может возрастать за счет повышения качества продукции и снижения издержек производства. Именно такой подход успешно использует Япония на рынках не только Азии и Европы, но и США.
    
    Для преодоления спада производства в ряде отраслей важна корректировка налоговой, кредитной и ценовой политики. Пока же ощущается недостаточность принимаемых мер по укреплению рубля, стабилизации цен, наращиванию инвестиций в развитие экономики и расширению торговли отечественными товарами.
    
    Дальнейшее сокращение бюджетного дефицита и другие антиинфляционные меры укрепят денежное обращение и платежеспособность рубля в расчетах между предприятиями, усилят доверие к нему продавцов и покупателей. Немаловажным явится постепенное повышение значения процентной ставки в качестве одного из экономических рычагов, регулирующих объем вложений финансово-кредитных ресурсов в народное хозяйство. Решение такой задачи во многом зависит от Центробанка, его способностей по регулированию деятельности своих филиалов, которые целесообразно создавать в крупных регионах. ЦБР начал предпринимать меры по ужесточению лицензирования банковской деятельности. При этом недопустимо чрезмерное увеличение количества обособленных банков. В то же время оправдано включение банков в финансово-промышленные группы и другие корпоративные хозяйственные структуры.
    
    Итак, предстоит большая работа по совершенствованию экономических методов управления, призванных успешнее, чем до сих пор, выполнять регулирующие, распределительные, стимулирующие и балансирующие функции. Для сбалансированности доходов и расходов государства и населения важно усиливать роль бюджета, более рациональных налогов, заработной платы, всех предпринимательских доходов. Что касается внешнеторгового и валютного баланса, то в этом направлении усиливается значение стабильного курса отечественной валюты, а также дифференциации таможенных платежей.
    
    На стимулирование развития народного хозяйства и эффективного рынка должны воздействовать все экономические рычаги при укреплении взаимодействия основных факторов рыночной экономики. Имеются в виду: системное использование инструментов хозяйствования и управления для расширения интенсификации производства и его социальной направленности; оптимальное сочетание самоуправления и саморегулирования хозяйственной и финансовой деятельности на предприятиях с повышением уровня государственного руководства преимущественно экономическими и правовыми методами; усиление влияния экономических рычагов на более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей общества и всестороннее развитие личности. Следовательно, потребительский рынок нуждается в насыщении товарами широкого ассортимента.
    
    Но растущие цены не стимулируют наращивания выпуска продукции и ее обновления, а лишь на время спасают от банкротства убыточные предприятия при огромных потерях для потребителей. С трудностями сталкиваются практически все товаропроизводители, поскольку они являются и покупателями промышленной и сельскохозяйственной продукции.
    
    Нерегулируемый рост цен на сельскохозяйственную технику, удобрения, топливо и электроэнергию, а также очень высокие банковские процентные ставки кредита и транспортные тарифы во многом способствовали деградации аграрного сектора экономики. Особенно тяжелое положение в животноводстве, для восстановления которого понадобится не менее 10 лет. Выгоды же от непродуманных мер получили зарубежные поставщики мясопродуктов. Их прибыль постоянно растет как за счет увеличения поставок, так и повышения розничных цен в России на мясо и мясопродукты. В итоге обвальная либерализация цен стала одной из основных причин резкого спада сельскохозяйственного производства.
    
    С учетом сказанного требуется ускорить разработку законов, необходимых для нормального функционирования рынка, развития экономики и повышения уровня жизни народа, рационального использования прогрессивных методов хозяйствования, способствующих достижению наилучших производственных результатов.
    
    Недооценка регулирующей роли государства на первом этапе реформ привела к негативным тенденциям в экономике и социальной сфере. Среди них - масштабный и длительный спад производства ВВП из-за разрыва хозяйственных связей, утраты управляемости предприятиями во всех отраслях, и особенно в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве; снижение реальных доходов подавляющей части населения в связи с высокими темпами инфляции и сокращением национального дохода; необоснованное увеличение разрыва между доходами богатых людей (коммерсантов, действующих в основном в сфере товарного обращения) и средней заработной платой работников промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.
    
    Эти проблемы должны решаться на основе усиления государственного регулирования производства, взвешенной экономической политики и использования научно обоснованных методов управления.
   
источник: "Твоя Экономика"