Интеллектуальная собственность

// // Интересное в сети //

    Современный рынок интеллектуальной собственности чрезмерно разнороден и многообразен. Это объекты и промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара), и авторского права (на произведения науки, литературы, искусства, исполнительскую деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем), ноу-хау и т.д. Последние несколько десятилетий наблюдается бурный всплеск рынка интеллектуальной собственности в странах с развитой рыночной экономикой. У нас пока только обозначена эта проблема.
     
    Что побуждает зарубежных производителей регистрировать права на интеллектуальную собственность, а иностранные государства стимулировать развитие ее рынка, почему это выгодно сегодня и для России? Прежде всего, патентование интеллектуальной собственности позволяет осуществить ее владельцу защиту собственных интересов от несанкционированного использования. Но правозащитная и правоприменительная практика в нашей стране еще не развита, поэтому отечественные и зарубежные правообладатели интеллектуальной собственности из-за нарушения их прав терпят огромные убытки. Вместе с тем становление рынка интеллектуальной собственности, приносящего существенные выгоды как для предпринимателей (производителей), так и для государства и всего общества в целом, сопровождается совершенствованием механизмов его защиты. Наличие зарегистрированных прав на нее в большинстве случаев позволяет их защитить, и прежде всего на международных рынках. Так, владелец охраняемого права в случае его нарушений имеет право требовать от нарушителя компенсации нанесенного ущерба, в том числе и так называемой упущенной выгоды. Например, по решению суда фирма "Кодак" выплатила фирме "Полароид" компенсацию в размере 494 млн. долл. за нарушение ряда патентов на бытовые фотоаппараты мгновенного действия.
    
    Выгоды предпринимателя многочисленны и разнообразны. Условно их можно разделить на три крупных блока: конкурентные преимущества, финансовые выгоды и выгоды от использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал.
    
    Конкурентные преимущества включают прежде всего контроль рынка. Обладая монопольным правом на результаты интеллектуальной деятельности, компания может контролировать свой сегмент рынка и заставить всех, кто использует аналогичные, но незащищенные права, приобрести их у владельца для продолжения использования; может не давать таких прав своим конкурентам; может оставить за собой монополию на производство продукции на период ее выведения на рынок.
    
    Далее, это освоение новых рынков. Имея зарегистрированные права на результаты интеллектуальной деятельности, патентообладатель имеет потенциальную возможность занять новые рынки, а также закрепить за собой права на объекты интеллектуальной собственности за рубежом.
    
    Следующий ряд преимуществ рассмотрим на примере фирменных наименований и торговых марок: более высокая цена товара. Общеизвестно, что на мировом рынке цена продукции с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем цена анонимных товаров; больший объем продаж и скорость обращения денег. Популярность торговой марки обеспечивает высокий уровень продаж, что в свою очередь означает высокую скорость обращения денег. Например, в производстве персональных компьютеров марки с наиболее развитым имиджем могут рассчитывать на то, что продукты нового поколения будут приняты покупателями на 3-6 месяцев быстрее, чем товары под более слабыми марками (1)сокращение затрат на маркетинг и общее снижение издержек. Первое происходит потому, что покупатель доверяет торговой марке, сохраняет высокую степень лояльности к ней. Именно по этой же причине компании легче и расширять свою товарную линию, гораздо меньше тратить средств на рекламу нового продукта.
    
    Что же касается снижения издержек, то здесь имеется все тот же эффект масштаба, который работает и в случае снижения затрат по маркетингу (например, минимальные расходы на проведение общенациональной рекламной кампании не зависят от того, какая доля рынка принадлежит фирме, поэтому чем больше объемы продаж, тем меньше затрат приходится на единицу продукции). Сильные марки обеспечивают эффект масштаба на производстве и распределении. Кроме того, поставщикам и дистрибьюторам выгодно работать с компаниями, имеющими известные марки, что выражается в значительном сокращении запасов, повышении уровня загрузки производственного оборудования, уменьшении усилий по распределению.
    
    К рассмотренным преимуществам относится также защита в случае жесткой ценовой конкуренции. Если на определенном сегменте рынка сложилась ситуация ценовой конкуренции, то наименование известной компании или ее торговая марка могут служить определенным буфером, защитой в конкурентной борьбе. Имея прочное положение на рынке, пользуясь своей репутацией, компания может сохранить цены на приемлемом для себя уровне и т.д.
    
    Любые конкурентные преимущества компании косвенно связаны с получением прибыли. Рассмотрим ряд возможностей, которые напрямую определяют финансовую выгоду предприятия: увеличение дохода предприятия-патентообладателя от продажи прав на интеллектуальную собственность, передачи комплекса прав на нее другому лицу (например, по договору коммерческой концессии), монопольного использования данных прав (2).
    
    К рассматриваемым возможностям следует отнести увеличение дохода предприятия - приобретателя прав на пользование интеллектуальной собственностью. Яркий пример - работа по франчайзингу, когда одна компания покупает у другой право на использование ее торговой марки. В этом случае покупатель получает возможность использовать рекламный имидж компании-продавца, ее хорошую репутацию, что дает ему выгоду, ведет к быстрому коммерческому успеху, позволяет получить экономию капиталовложений и расходов на разработку и продвижение своего товарного знака. Например, в США франчайзинг охватывает около 40% торговли и услуг. Для потребителей в Западной Европе и Японии этот показатель пока составляет всего 7%, однако прогнозы специалистов говорят о том, что уже через десять лет франчайзингом будет охвачено 20% товаров и услуг.
    
    Коммерциализация интеллектуальной собственности также способствует уменьшению налогооблагаемой базы путем снижения налога на прибыль - налогооблагаемая база уменьшается на величину амортизации нематериальных активов (амортизационные отчисления относятся на себестоимость произведенной продукции); экономии подоходного налога физических лиц - владельцев интеллектуальной собственности, поскольку вознаграждение владельцу патента не относится к заработной плате. По этой же причине происходит экономия отчислений по социальному налогу при оплате предприятием труда через вознаграждение за создание объектов интеллектуальной собственности; экономия НДС, если сделка оформлена как патентный лицензионный или авторский договор.
    
    Следующий комплекс выгод связан с использованием интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал (3) что на этапе создания фирмы позволяет: сформировать его значительным по размерам или осуществить пересмотр его структуры в процессе функционирования. Так, в компании "Microsoft" нематериальные активы (права на интеллектуальную собственность входят в состав нематериальных активов компании) составляют 63 млрд. долл. общей суммы активов 80 млрд. долл., а доля нематериальных активов компании "Coca-Cola" - 96%; увеличить стоимость компании (за счет приращения уставного капитала) при ее продаже, приватизации или реорганизации (так, компания "Nestle" приобрела компанию "Rowntree" за 4, 5 млрд. долл., данная сумма в 5 раз превышала стоимость ее материальных активов); привлечь дополнительные финансовые ресурсы как с внутреннего, так и с внешнего рынка путем эмиссии ценных бумаг компании в счет увеличения объемов ее нематериальных активов, а также получать под залог объектов интеллектуальной собственности доступ к инвестиционным банковским кредитам на выгодных условиях.
    
    Весомая доля интеллектуальной собственности в уставном капитале расширяет права учредителя и возможности влиять на политику фирмы.
    
    Как видно, стоимость нематериальных активов компании может в несколько раз превышать стоимость материальных, увеличивая тем самым общую стоимость активов, инвестиционную привлекательность компании и ее конкурентные преимущества при участии в различного рода конкурсах и тендерах. Например, в уставном капитале ОАО "Уралэлектротяжмаш" не учтена стоимость нематериальных активов, что существенно подрывает его конкурентоспособность на мировом рынке. Экспортоориентированный завод регулярно участвует в тендерах на получение заказа. Но при заполнении тендерных таблиц выясняется, что у него чрезвычайно низкий по западным меркам уставный капитал - 6 млн. долл., равный месячной выручке завода. Шансы на победу сразу понижаются: всерьез акционерные общества с таким уставным капиталом не воспринимаются.
    
    Выгоды для государства. Во-первых, внедрение новейших технологических достижений, привлечение инвестиций в экономику за счет наращивания уставного капитала компаний приводят к увеличению темпов экономического роста, а также объема ВВП, часть которого остается в руках у государства для выполнения управленческих функций.
    
    Во-вторых, чем ниже уровень правовой защиты рынка интеллектуальной собственности и меньше эффективность правоприменительных мер, тем выше объемы продаж контрактной продукции, от которой страдают не только право-обладатели интеллектуальной собственности, но и государство, несущее огромные потери в размере не произведенных налоговых платежей.
    
    В-третьих, не способствуя развитию рынка интеллектуальной собственности, государство теряет такой источник дохода, как поступления от пошлин, лицензионных и иных видов платежей, которые осуществляют правообладатели при регистрации прав на интеллектуальную собственность (так, во всем мире существует свыше 40 млн. только патентов).
    
    Выгоды для общества. Потребители получают возможность покупать продукцию по более низким ценам - коммерциализация способствует существенному снижению налогового бремени, что в свою очередь соответственно приводит к снижению цен.
    
    Результаты творческой деятельности в сфере промышленного права оформляются в виде патентов, которые служат богатейшими источниками технической информации. Ученые, предприниматели, государственные чиновники в любой момент могут обратиться к мировым базам данных о патентах и получить необходимую информацию о возможных технических улучшениях в конкретной области.
    
    Авторское право, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.
    
    Примерно то же можно сказать и о промышленной собственности. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности позволяет владельцу получать существенный доход от ее использования, что способствует дальнейшим творческим поискам, стимулируя развитие научно-технического прогресса, результатами которого постоянно пользуется общество.
    
    Таким образом, интеллектуальная собственность представляет собой неиссякаемый источник благосостояния и активов для любой экономики. И в наших интересах, чтобы государство и производители осознали этот потенциал и сделали бы все возможное для всестороннего развития рынка интеллектуальной собственности.