Как стабилизировать экономику в сфере строительства?

// // Интересное в сети //

    Переход строительных организаций (фирм) на рыночные методы хозяйствования сопровождался рядом негативных проявлений. Прежде всего, это спад инвестиционной активности, приведший к значительному увеличению недоиспользуемых производственных и промышленных мощностей. Инвестиции в основной капитал за последнее десятилетие уменьшились на 3/4. По сравнению с 1990 г. объем капитальных вложений составил в 1999 г. 22, 1%и в 2000 г. - 26%. 
     
    Отпуск цен в 1992 г. вызвал неуправляемый их рост. Появилась хроническая инфляция, что самым негативным образом сказалось на производстве отечественной продукции.
    
    Обычно инфляцию генерируют три главных источника: стремление монополий к завышению цен с целью извлечения сверхприбыли; инфляционные методы финансирования различных мероприятий; нарушение объективного соотношения между национальной валютой и долларом.
    
    Как влияет инфляция на деятельность строительных фирм? Региональные органы управления ежемесячно выпускают Сборники коэффициентов пересчета сметной стоимости, в которых приводятся, как правило, с возрастанием, новые коэффициенты пересчета полной сметной стоимости и составляющих ее элементов: основной заработной платы, использования строительных машин, материалов и конструкций; накладных расходов и сметной прибыли, исчисляемых от основной заработной платы в ценах того или иного периода. С течением времени новая нормативная база значительно деформировалась в сторону занижения коэффициентов к полной сметной стоимости и основной заработной платы; нормативов к накладным расходам и сметной прибыли. В результате строители несут значительные убытки, достигающих 8-10% стоимости объемов выполняемых работ и услуг.
    
    Строительные фирмы облагаются многочисленными налогами, которые, кроме НДС, относятся на накладные расходы и сметную прибыль. Налоговая нагрузка достигает 65-70% сметного лимита по этим статьям затрат. А строителям остается примерно треть сметного лимита на накладные расходы и формирование прибыли. В связи с этим возникают значительные убытки.
    
    Большой экономический ущерб строителям и государству наносят неплатежи. Дебиторская задолженность за выполненные строителями работы в среднем составляет 60% их объема. Погашение дебиторской задолженности фактически производится на протяжении года. Строительные фирмы несут колоссальные убытки от иммобилизации оборотных активов, в состав которых входит дебиторская задолженность. Эти убытки можно назвать "скрытыми", так как они завуалированы и никем не компенсируются, но в хозяйственной деятельности каждой строительной организации играют весьма негативную роль, замедляя оборачиваемость оборотных средств. Кроме того, за период непогашения дебиторской задолженности некоторые строительные фирмы (заказчики работ) или меняют свое юридическое лицо, или самоликвидируются, а задолженность остается непогашенной.
    
    За последние годы строительным фирмам оплату за выполненные работы стали осуществлять по дисконтированным векселям. Дисконтирование, или учет векселей, осуществляется банками, которые в случае досрочного погашения векселя удерживают проценты, составляющие 12-15% выплачиваемой суммы по векселям. Фактически исполнителям работ принудительно навязывают такую форму оплаты за выполненные ими работы и лишь потому, что у заказчиков нет денег. Формально все делается законно, так как условия оговариваются в договорах между банками и векселедержателями, а по существу - это ограбление тружеников.
    
    Проведенный автором анализ хозяйственной деятельности отдельных акционерных обществ показывает, что влияние экзогенных факторов на экономику строительных фирм приобрело разрушительный характер. В некоторых из них убытки от инфляции, неплатежей, дисконтирования векселей, от непокрываемых нормативами налогов и снижения инвестиционной активности, приводящей к издержкам из-за недоиспользования производственных мощностей, составляют 40% объема выполненных работ и услуг.
    
    Из-за недогрузки производственных мощностей в управлениях механизации имеется значительное количество избыточной техники, хотя срок службы большинства машин и механизмов уже истек. Фирмы механизации периодически используют эти технические средства, но не на полную мощность. Все это приводит к дополнительным эксплуатационным издержкам, а следовательно, к убыткам.
    
    Анализ показывает, что основные производственные фонды изношены, а процесс обновления резко затормозился из-за отсутствия финансовых ресурсов у строительных фирм. Как известно, главными источниками для воспроизводства основных производственных фондов являются амортизационные отчисления и прибыль. Но амортизационные отчисления незначительные, а прибыль в большинстве случаев используется на покрытие непредвиденных убытков.
    
    Для устранения внешних негативных факторов, которые дестабилизируют экономику строительных фирм, необходимы меры государственного воздействия. Основными принципами такого регулирования при рыночных отношениях должны быть следующие.
    
    Регулирование на федеральном уровне. Прогнозирование и перспективное планирование. В настоящее время прогнозирование проводится Госстроем РФ. Однако оно сводится лишь к отслеживанию текущих показателей и на их основе делается прогноз общих показателей на макроуровне в перспективе. В такой работе нет самого главного - авангардной роли управляющей макросистемы, а стало быть, и ответственности за реализацию целей. Поэтому, на наш взгляд, требуется полностью перестроить систему прогнозирования, предусмотрев разработку и реализацию конкретных плановых расчетов развития экономики на макроуровне. Вероятно, в Минэкономразвития РФ можно было бы организовать центр перспективного планирования по развитию отечественных мощностей и обеспечить контроль за осуществлением плановых решений государственного уровня.
    
    Подавление инфляции. Чтобы добиться остановки роста цен, потребуется сроком примерно на 10 лет ввести фиксированные цены на транспорт, энергию, топливо, ряд видов промышленной продукции. Такие цены должны быть обнародованы на государственном уровне и за их реализацией необходимо установить жесткий контроль.
    
    Денежное расчеты. Эти процессы связаны с формированием денежных ресурсов и своевременным погашением дебиторской задолженности. Для их нормализации желательно централизовать банки (кроме частных и ипотечных) и нацелить их на выполнение приоритетных задач. Не разрешать банкам взимать со строителей суммы по процентам за досрочное погашение векселей. Банковская деятельность должна быть перестроена в интересах вкладчиков сбережений и предпринимателей. Ставки по вкладам граждан должны опережать годовой индекс роста цен примерно на 20%. Это будет способствовать привлечению вкладов и повышению курса рубля. Население будет отдавать предпочтение рублю. При стабилизации денежного обращения оплата за работы, выполненные строительными фирмами, будет осуществляться в реальные сроки, например в течение месяца после оформления актов заказчиками.
    
    Налоги. Правительством уже принимаются меры по снижению налоговой нагрузки. Однако при этом необходимо большее внимание уделить анализу налоговой нагрузки на строительную продукцию, особенно с налогов, относимых на накладные расходы и сметную прибыль. Существуют, например, явные несуразности обложения налогом на имущество: в Федеральном законе "О налоге на имущество предприятий" предусмотрено обложением налогом не только конкретного имущества, имеющего инвентарную стоимость, но и незавершенного производства, которое представляет собой пока что средства, находящиеся в обращении.
    
    Регулирование на региональном уровне. Планирование. На уровне региональных плановых комиссий желательно разрабатывать пятилетние и годовые планы строительства, которые должны не только фиксировать объемы выполняемых работ строительными фирмами, но и предусматривать восстановление полуразрушенных отечественных предприятий, развитие воспроизводственного процесса, эффективное использование трудового потенциала и сырьевой базы.
    
    Строительные организации должны ежегодно представлять в региональные плановые комиссии свои бизнес-планы, в которых следует отражать сбалансированность спроса и предложения по всем направлениям (загрузка мощностей, сбыт готовой продукции, неиспользуемые резервы производительных сил и т.д.). В этом вопросе нужна открытость, организации не должны скрывать свои планы под видом сохранения "коммерческой тайны".
    
    Стоимость строительной продукции целесообразно определять на нормативной базе, отражающей реальные ресурсные затраты. При этом должна предусматриваться сметная прибыль, обеспечивающая формирование противозатратного механизма хозяйствования строительных фирм.
    
    Создание условий для обновления основных производственных фондов необходимо особо оговаривать в бизнес-планах строительных фирм, а именно: потребность средств на реновацию, источники их получения, меры по реализации воспроизводственного процесса основных производственных фондов.
    
    Предлагаемая концептуальная модель регулирования экономики строительной отрасли, позволит значительно поднять уровень производства, снизить инфляцию и стабилизировать хозяйственную деятельность строительных фирм.