Профессия: менеджер проектов

// // Интересное в сети //

В последнее время должность «менеджер проектов» стала очень распространенной среди запросов работодателей при найме сотрудников. Что же делает менеджер проектов, и почему он так необходим? Что такое «проектное управление»? Надо ли вашей компании внедрять его у себя?

Что такое проект?

Начнём с базовых понятий. Красивое слово «проект» ассоциируется в первую очередь с архитектурой, чертежами и макетами. Так было раньше. Сейчас проектом называют деятельность по достижению некой уникальной цели – например, внедрение программного обеспечения, разработку товара, проведение исследования.
Чем проект отличается от выполнения повседневных рабочих задач? Во-первых, это обязательно что-то новое, чего до сих пор не было или чего компания раньше не делала. Во-вторых, проект всегда имеет строго определённые рамки – сроки, ресурсы, форму конечного результата. Эти рамки задают план-график проекта, в котором задачи исполнителям расписываются даже не по дням, а по часам.

Что такое проектное управление?

Проектное управление – это новая форма организации, планирования и контроля работы компании. Уже из определения проекта видно, что вместо деятельности в стиле «я пришёл на работу и что-то там целый день делал» сотрудники компании получают конкретную задачу, точные сроки её выполнения, требуемый вид результата работы. При этом каждый из них – часть единого организма, часть команды, и работа любого из членов команды увязана с общей целью. Такой стиль управления повышает эффективность работы во много раз.

В чём заключается роль менеджера проекта?

Как правило, компания не превращает всю свою деятельность в проекты. Она совмещает линейное управление и организацию проектных групп из сотрудников компании.
Для ведения проекта назначают руководителя проекта и менеджера проекта, исполнителей организуют в проектную команду. Задача руководителя проекта – достичь цели проекта в назначенный срок, используя отведённые ему ресурсы.
Прекрасно, если команда проекта занимается только им. Но чаще проект - это дополнительная нагрузка для сотрудников, которые выполняют и свои прямые функциональные обязанности. Например, руководитель проекта – это, как правило, действующий руководитель подразделения. Он обладает необходимыми экспертными знаниями, административным ресурсом на уровне своего подразделения, опытом управления. И своими текущими обязанностями. Участники проекта, со своей стороны, выполняют и свои непосредственные обязанности, и дополнительные проектные. При этом участники проекта воспринимают дополнительные задачи как препятствие для выполнения своего функционала и склонны отодвигать их решение на второй план. «У меня и так дел полно, подожди, вот освобожусь… Может, кто-нибудь другой проведет эту встречу/подпишет этот документ/оформит протокол?». Получается, что при общей загруженности обязанностями и проектной деятельностью, которые руководитель проекта осознаёт и принимает, он должен преодолевать ещё и инерцию со стороны участников проекта. Проекту, кроме управления, необходимо администрирование.

Что такое администрирование?

Это выполнение нескольких задач. Грамотный администратор должен:

1) Отслеживать соблюдение плана-графика проекта;
2) Добиваться от участников проекта выполнения сроков, то есть напомнить, проверить, напомнить ещё раз, предотвратить сдвиг сроков уговорами, убеждениями или требованиями;
3) При необходимости задействовать управленческий ресурс – руководителя проекта или заказчика.

Всё это делает менеджер проекта.

Если в проекте задействован хороший менеджер проекта, то руководитель проекта освобождается от рутинной и неинтересной ему работы; больше времени уделяет решению вопросов, которые требуют его экспертных знаний; не тратит силы и внимание на документацию; имеет полную информацию о ходе проекта; вовремя (то есть заранее) решает возникшие проблемы.

Кто может быть менеджером проекта?

Менеджер проекта – это совсем не обязательно руководитель в структуре компании. Ему не надо быть глубоким экспертом в решаемой задаче и разбираться во всех тонкостях проекта. Менеджер проекта – это «толкач», который двигает проект. Он должен быть аккуратным, ответственным, дотошным и очень настойчивым. Важно разбираться в проектной документации, иметь хорошие навыки коммуникации и не бояться требовать своевременного решения вопросов от руководителей любого ранга.

Надо ли вводить проектное управление в вашей компании? Возможно, вы считаете, что проекты – это для IT-компаний и строителей. Но посмотрите внимательно: любая, даже небольшая компания, решает проектные задачи, и не одну, а 3-4 одновременно. Более крупные компании ведут по нескольку десятков проектов. Это требование времени. Поэтому в первую очередь надо правильно оценить структуру задач и сопоставить её со структурой управления компании, чтобы использовать более подходящие методы управления для решения проектных задач.

Источник: Ошибкам.Нет!