Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

// // Интересное в сети //

Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Поэтому одной из важных задач является использование новых эффективных методов обучения и воспитания, способствующих творческому развитию личности. изменение методов обучения в сторону развития самостоятельности и инициативы учащихся. Одним из таких средств является метод проектов, который мы используем вот уже в течение более 10 лет.

Что же такое учебный проект? С точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей

Метод проектов используем для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести любое устройство, прибор или способ проведения какого-либо процесса; плакат, альбом, афишу, буклет , фото и пр., отражающие самое существенное содержание темы.

Опыт работы показывает, что метод проектов наиболее эффективно создает условия для формирования и развития творческих способностей учащихся. Творческие задания знакомы в той или иной мере каждому учителю хотя бы потому, что редкий учитель в своей практике работы не давал учащимся заданий сконструировать прибор, модель, механизм, устройство и т.п. Через работу ума и рук учащиеся вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Следует отметить, что уроки с использованием метода проектов наиболее эффективны как средство активизации учебной деятельности детей, менее склонных к пониманию, запоминанию теоретических выкладок, формул, решению задач. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.

Применительно к физике можно говорить о творческой деятельности двух видов: конструкторской и исследовательской.

Наблюдения за работой учащихся над творческими заданиями позволяют сформулировать некоторые общие правила творческого труда, что позволяет делать этот труд более эффективным. Эти правила явились результатом анализа типичных ошибок и недостатков, допущенных учащимися в ходе выполнения проектов.

Правила выполнения исследовательских заданий

1 правило: Никогда не спешите приступать к выполнению исследования. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие его пути возможны, и выбирайте лучший. Как только ученику приходит идея, он немедленно приступает к ее разработке, не задумываясь над тем, нет ли лучших способов решения поставленной перед ним задачи. В результате иногда появляются либо слабые проекты, либо неудобные с точки зрения практического осуществления.

П правило: Помните, что всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать выводы на основании одного опыта.

Ш правило: Прежде чем приступить к выполнению исследования, следует составить план исследования.

IV правило: По окончании исследования должны быть сделаны выводы.

Эти правила становятся руководством к действию и приобретают реальный смысл только в процессе работы, когда учитель на конкретных примерах в ходе анализа решений показывает, к каким ошибкам приводит несоблюдение этих правил.

В качестве примера выполнения исследовательского проекта можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе. Сначала ребята пишут рефераты для внутриклассного использования, затем наиболее интересные исследования выходят на внутришкольные, а затем городские научно-практические конференции (НПК). Часто работа, начатая в школе, продолжается ребятами после поступления в вузы в виде курсовых работ.

Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе после изучения темы «Сообщающиеся сосуды» ребята конструируют всевозможные виды фонтанов, по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения; в 8 классе изобретают термометры, паровые турбины, различные электрические приборы: вентиляторы, электромеханические генераторы, телеграфы, электромиксеры и т.д.; в 10 классе после прохождения темы «Влажность воздуха» - индикаторы влажности, психрометры ; в 11 классе уроки астрономии сподвигли ребят на конструирование действующего планетария. Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески.

Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении, использовании, делятся идеями о дальнейшей работе.

Проектируя физические приборы, нужно предусмотреть, каким требованиям должен отвечать тот или иной прибор, в каких условиях он будет использоваться. Есть общие требования к физическим приборам: наглядность, по возможности их высокая чувствительность, эстетичность исполнения, выразительность, простота конструкции.

Творческие задания, рассчитанные на более или менее длительный промежуток времени, имеют очень большую ценность. Во-первых, усилия учащихся здесь направлены на решение естественных, а не искусственных задач. Решение их, как правило, связано с созданием материальных ценностей. Это очень важный психологический фактор, который создает тот моральный подъем, который присущ творчеству. Во-вторых, ничем не регламентируется. Творческие задания могут иметь множество решений. Вместе с тем их выполнение связано с большими трудностями для учащихся, поэтому нельзя злоупотреблять ими. Как показывает опыт, без перегрузки учащиеся в течение года могут выполнить 1-2 таких задания.

Конечно, изобретения учеников в большинстве случаев не имеют принципиальную новизну или экономическую целесообразность, но все же эти работы с одной стороны являются маленькими ступеньками, ведущими в мир Мышления и к настоящим изобретениям, с другой стороны, кабинет пополняется оригинальными физическими приборами, которыми гордятся и ученики, и их учитель.

При организации творческих заданий как завершающего этапа овладения определенными знаниями по физике основной упор должен быть сделан на практическое использование этих знаний. Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания.

Последние материалы "Нано Дайджеста":

Нанотехнологии в строительстве. Инновации в строительстве приведут к созданию новых материалов.

Нанотехнологии в медицине. Нанотехнологии позволят создать эффективное лекарство от рака и других опасных заболеваний.

Оптоган. Узнай подробнее об одном из крупнейших предприятий России в сфере нанотехнологий.

Нанотехнологии в электронике. В ближайшие годы эксперты прогнозируют бум на рынке микроэлектроники.