Международная транспортная накладная

// // Интересное в сети //

Международная транспортная накладная - важный документ, который необходим, в частности, для автомобильных грузоперевозок. В России вам необходимо оформлять накладную - это определяется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, который ранее наша страна подписала и согласовала с другими государствами.

Международная транспортная накладная - это основной документ, оформляющий перевозки автотранспортными предприятиями любых грузов товарного характера.

Транспортная накладная при международных автомобильных перевозках грузов: теоретические аспекты.

Заключение договора международной автомобильной перевозки грузов в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов подтверждается составлением транспортной накладной. Должным образом составленная транспортная накладная является одним из залогов успешного осуществления перевозки грузов.

При рассмотрении практических вопросов оформления и заполнения транспортной накладной важное правовое значение имеет определение самого понятия "транспортная накладная". Однако в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов определение транспортной накладной отсутствует. В этом случае при определении данного понятия следует обратиться к нормам национального законодательства.

Так, в законодательстве Российской Федерации, а именно в Уставе автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №12 , содержится определение понятия "товарно-транспортная накладная", согласно которому товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому "производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем" .

Однако, в Федеральном законе от 08 ноября 2007 г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" такое понятие как "товарно-транспортная накладная" отсутствует, а присутствует такое понятие как "транспортная накладная". Согласно данному документу транспортная накладная - это "перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза" .

Таким образом, в отличие от Устава автомобильного транспорта 1969 года, в котором накладная выполняет функции перевозочного документа, по которому производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем, Устав автомобильного транспорта 2007 года устанавливает, что транспортная накладная выполняет "функцию инструмента подтверждения существования юридических отношений между отправителем и автоперевозчиком" . При этом отсутствие транспортной накладной "все же, не препятствует подтверждению реальности этой операции" .

В юридической литературе можно встретить следующее определение транспортной накладной: транспортная накладная - это "основной перевозочный документ, регулирующий отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза, отправляемого по железной дороге, внутренним водным путем, воздушным и автомобильным транспортом" . Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов установлено, что "накладная является доказательством prima facie заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком" .

Анализируя вышеуказанные подходы к определению понятия транспортной накладной, представляется логичным вывод о том, что "накладная имеет троякое значение: во-первых, является доказательством заключения договора перевозки; во-вторых, удостоверяет сам факт принятия груза к перевозке; в-третьих, определяет условия договора перевозки" .

После определения понятия "транспортная накладная", следует остановиться на соотношении транспортной накладной и договора международной автомобильной перевозки груза.

Как было указано выше, в соответствии с Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов подтверждается составлением накладной. Другими словами, для подтверждения договора международной автомобильной перевозки грузов достаточным является только составление накладной. В этом отношении Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки грузов отличается от норм гражданского законодательства Российской Федерации, которыми установлено, что договор перевозки груза "подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом)" . То есть, в отличие от Конвенции, российским законодательством для подтверждении договора перевозки груза установлено не только требование о составлении транспортной накладной, но также и требование о её выдаче отправителю груза.

Гражданским кодексом Российской Федерации также установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами, и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

К таким нормативным правовым актам, регулирующим деятельность перевозок грузов автомобильным транспортом, относится, в том числе, Устав автомобильного транспорта. Согласно его положениям заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Устав не содержит указание на то, чем именно подтверждается заключение договора: только лишь составлением транспортной накладной или ее составлением и выдачей.

Однако различия по данному вопросу между Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта и Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов не имеют принципиального значения при перевозках грузов автомобильным транспортом в международном сообщении, поскольку, как отмечалось выше, Конвенцией определено, что договор перевозки подтверждается составлением транспортной накладной. Согласно же Конституции Российской Федерации в случае, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" . Таким образом, в указанном выше случае применяется норма Конвенции.

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с Конвенцией "отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки" , к которому и в этом случае применяются положения Конвенции.

Следовательно, если сторонами договора международной автомобильной перевозки грузов транспортная накладная составлена не была, то, независимо от этого, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора международной автомобильной перевозки грузов, применяются положения Конвенции, то есть стороны обязаны выполнять условия договора международной автомобильной перевозки грузов и Конвенции.

Данное положение отличается от норм российского законодательства, в соответствии с которыми, если транспортная накладная не оформлена, то "груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается" , за исключением груза, перевозимого с сопровождением представителя грузовладельца а также груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.

Таким образом, учитывая нормы Конституции Российской Федерации, согласно которым, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, а также подводя итог сказанному выше, считаем, что если при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов транспортная накладная отсутствует, то независимо от того, что установлено нормами российского законодательства, должны применятся нормы Конвенции, и, следовательно, стороны договора международной автомобильной перевозки грузов обязаны выполнять взятые на себя обязательства в соответствии с нормами Конвенции.

Рассматривая вопрос о необходимости наличия транспортной накладной, необходимо все же отметить, что Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки грузов содержит ряд положений, для выполнения которых наличие транспортной накладной является обязательным. При отсутствии же последней данные положения Конвенции не могут быть выполнены.

В частности, в соответствии с нормами Конвенции отправитель, имея право распоряжаться грузом, может потребовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или выдачи груза не тому получателю, который указан в транспортной накладной.

Однако, на практике возможна ситуация, когда транспортная накладная отсутствует, притом что получатель указан в договоре международной автомобильной перевозки грузов. В этом случае отправитель не может требовать от перевозчика выдачи груза получателю, указанному в договоре.

Это становится невозможным также в связи с тем, что право распоряжаться грузом осуществляется при условии, что отправитель (или получатель в случае, если ему принадлежит право распоряжаться грузом), желающий осуществить это право, должен представить перевозчику первый экземпляр транспортной накладной, в которой должны быть внесены новые инструкции, а также возместить перевозчику расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций. Если же транспортная накладная отсутствует, то как следствие, отправитель (или получатель в случае, если ему принадлежит право распоряжаться грузом) не сможет представить перевозчику первый экземпляр транспортной накладной с внесенными в неё инструкциями.

Представление перевозчику первого экземпляра транспортной накладной с внесенными в неё инструкциями имеет важное правовое значение и для перевозчика, так как если последний не выполнит данные ему с учетом положений, предусмотренных в статье 12 Конвенции, инструкции или выполнит инструкции, не потребовав представления ему первого экземпляра транспортной накладной, то перевозчик несет ответственность перед лицом, имеющим право предъявить претензию за причиненный в связи с этим ущерб. Данная ответственность обусловлена тем, что "если перевозчик не выполнил инструкций правомочного по договору лица в пределах ранее вмененных перевозчику обязанностей, считается, что он ненадлежащим образом исполнил договор перевозки" .

Однако даже при наличии транспортной накладной отправитель теряет право распоряжаться грузом с того момента, когда второй экземпляр транспортной накладной передан получателю, или когда последний осуществляет свои права, предусмотренные в пункте 1 статьи 13 Конвенции, а именно, по прибытии груза на место, предназначенное для сдачи, получатель имеет право потребовать передачи ему второго экземпляра накладной против расписки и сдачи груза.

Если установлена утрата груза или если груз не прибыл по истечении срока, предусмотренного в статье 19 Конвенции, получатель может от своего имени предъявить перевозчику требования, вытекающие из договора перевозки. С этого момента перевозчик должен руководствоваться указаниями получателя груза.

Кроме того, право распоряжения грузом принадлежит получателю не только с момента принятия груза, но также и с момента составления транспортной накладной, если в накладной отправителем сделано такого рода указание. При этом важно отметить, что если отправителем и получателем было указано в договоре международной автомобильной перевозки грузов, что получатель имеет право распоряжаться грузом с момента составления транспортной накладной, то данное соглашение признается недействительным, так как в Конвенции однозначно указано на то, что данное право у получателя может возникнуть только после того, как такого рода указание отправитель укажет непосредственно в транспортной накладной.

Кроме того, при отсутствии транспортной накладной представляется невозможным выполнение пункта 3 статьи 12 Конвенции, согласно которой право распоряжаться грузом принадлежит получателю с момента составления накладной, если в накладной отправителем сделано такого рода указание.

При отсутствии накладной отправитель лишается возможности объявить стоимость груза, в соответствии со статьей 23 Конвенции, в которой указано, что отправитель может, при условии уплаты обоснованной надбавки к провозным платежам, объявить и указать в накладной стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае объявленная сумма заменяет этот предел. Следовательно, в данном случае, при отсутствии транспортной накладной выполнения данной нормы Конвенции представляется невозможным.

Во всех перечисленных случаях, Конвенцией предусмотрено обязательное наличие накладной.

Необходимо также учитывать положение Конвенции, устанавливающее, что при условии соблюдения положений статьи 40 Конвенции всякое соглашение, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений настоящей Конвенции, признается недействительным.

Изложенное выше свидетельствует, что хотя Конвенцией и установлено, что отсутствие, неправильность или утрата накладной не влияют ни на существование, ни на действительность договора международной автомобильной перевозки грузов, однако для выполнения всех вышеперечисленных действий Конвенция предусматривает обязательное наличие транспортной накладной, а сама транспортная накладная имеет важное значение в международных автомобильных перевозках грузов.