История Фаберже

// // Интересное в сети //

Императрица Мария Федоровна вот уже продолжительное время хандрила. Все ей было не так и не эдак. Ее супруг, царствующий российский монарх Александр III, сбился с ног, чтобы хоть как-то развеять дурное настроение жены. Приближалась Пасха, и император решил сделать любимой супруге необычный подарок - преподнести какую-нибудь уникальную драгоценность. Шкатулки императрицы ломились от всевозможных колье, браслетов, диадем, серег, колец и прочих так обожаемых дамами финтифлюшек. Посему император обратился за советом к ювелиру Петеру Карлу Фаберже, чье имя вот уже несколько лет гремело на всю Россию.

Точнее, гремело имя его отца, немца Густава Фаберже. титулованного мастера ювелирных дел. Дети Густава унаследовали дар отца, а один из них, юный Петер Карл, мастерством превзошел Густава во много крат - ведь он вырос в атмосфере создания прекрасных вещей из драгоценных металлов и камней. Отец учил его не просто ремеслу - Карл с детства понимал «язык» камней, обладал прекрасно развитым художественным вкусом и просто любил свою работу. Неудивительно, что в 24 года он сумел полностью заменить своего отца, отошедшего от дел, и взял управление семейной фирмой на себя. Внимание августейшей особы Петер Карл привлек в 1882 году на Всероссийской художественно- промышленной выставке в Москве, где фирма Фаберже представляла свои работы. За изящество и красоту изделий Александр III пожаловал молодому Фаберже звание ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа.

Вообще-то жизнь придворного ювелира особо радостной не была. Биографы скромно умалчивают, что успех у царственных особ приносил больше головной боли, чем прибыли. А прибыль была ой как необходима - во-первых, нужно было достойно кормить и обеспечивать быстрорастущую семью (у Петера Карла один за другим родилось четверо сыновей), во-вторых, вечно сидеть и клепать для царских отпрысков бусы-сережки было довольно нудно - хотелось расширять дело, учиться новым технологиям, развиваться, в общем. Поэтому новый царский заказ - тот самый, пасхальный - Петер Карл воспринял с большим энтузиазмом. Наконец-то что-то нетривиальное и свеженькое!

Это и был тот самый пасхальный подарок для супруги Александра III Марии Федоровны. Когда император презентовал жене изделие придворного ювелира, всегда сдержанная царица восторженно возопила: «О-о-о! В жизни не видела ничего совершенней!» Тончайшая искусная работа вкупе с фантазией так понравились императрице, что царским семейством было решено каждый год заказывать Петеру Карлу создание нового шедеврального яйца. В принципе, идея была не нова - Фаберже бессовестно украл ее у одного безвестного ювелира XVIII века, чье имя сгинуло в анналах истории, оставившего всего три работы (две хранятся в музеях Европы, одна - в частной коллекции). Но одно дело идею родить, и совсем другое - развивать, удерживать на поверхности, модернизировать и поддерживать неугасимый интерес, и не просто как к эксклюзивной драгоценной побрякушке, а как к шедевру мирового искусства, память о котором сохранится на века. И правда - кто знает о трех яйцах, с которых все начиналось? И кто не знает, что яйца Фаберже - это символ роскоши и синоним богатства?

К этому времени Фаберже своими «безделушками» уже сделал себе конкретное имя. Почетный гость на различных выставках, он выставлял, помимо своих аутентичных изделий, копии то скифских, то египетских, то древнегреческих сокровищ. А в 1885 году посетители пасхальной Выставки изящных искусств в Петербурге испытали настоящий культурный шок. Игнорируя многолетние традиции, Фаберже представил на своем стенде всего один-единственный предмет. Светские дамы и господа рассматривали золотое яйцо, покрытое белой эмалью, с золотым желтком внутри, а в желтке, в свою очередь, была спрятана крошечная фигурка курочки из цветного золота. Изумленным посетителям тут же демонстрировали очередной «сюрприз» - когда курочке приподнимали филигранные крылышки, на свет божий появлялась подвеска в виде рубинового яйца и миниатюрная императорская корона.
пасхальным яйцам о Фаберже заговорили практически во всех уголках земного шара. Заказчики выстраивались в очередь, и чтобы угодить всем и не повториться, Петер Карл в поте лица ежедневно напрягал мозг и свою фантазию - в результате в течение 32 лет было создано 71 яйцо, 54 из которых принадлежали непосредственно царской семье. Одному богу известно, как изощрялся бедный Петер Карл (а позже и его сыновья, ставшие наследниками ювелирной империи, и многочисленные помощники), дабы не упасть в грязь лицом и удержать на плаву свою высочайшую репутацию. Кстати, о помощниках - спустя йе- сколько лет после создания своего первого яйца Фаберже нанял целую бригаду молодых ювелиров, которые воплощали в жизнь его задумки. Он набрасывал эскиз, генерировал основную концепцию нового изделия - и после этого к процессу подключались работники. Особенным талантом выделялся Михаил Перхин - большинство яиц Фаберже выполнено именно его руками.

Перхин обладал уникальными руками и художественным чутьем, но в плане полета фантазии ему было очень даяеко.до своего босса, курочка внутри яичка - традиционным вариант - куда ни шло, но додуматься, например, поместить внутрь яйца модель транссибирского поезда или карету, запряженную оленями и с тремя херувимами внутри - для этого нужно больше чем мастерство и опыт вместе взятые... Именно Петер Карл изобрел ту самую неповторимую технику гильошированной эмали - используя более 124 цветов и оттенков золота и разнообразные узоры из вертикальных и горизонтальных полосок, «елочек», чешуек, зигзагов, он каждый раз создавал новый декоративный эффект и особую игру света на поверхности своих изделий. Прибавить к этому уникальную огранку драгоценных и полудрагоценных камней и необычность идеи - можно понять, почему яйца Фаберже пользовались особым спросом и дефицитом! Кстати, ювелир брался работать отнюдь не с любым заказчиком. Помимо императорского семейства, он плотно сотрудничал лишь с одним человеком - богатым русским аристократом и предпринимателем Александром Кель- хом. Мадам Кельх, прознав про аутентичные яйца, возжелала так же, как и императрица, получать каждый год эксклюзивный и дорогой подарок. Всего было создано семь яиц, после чего карман Кельха значительно опустел, а легкомысленная мадам Кельх своего супруга покинула, не забыв, разумеется, прихватить и яйца.

Такое понятие, как авторское право, существовало и в дореволюционной России. Поэтому, дабы защитить свою марку от подделок, Фаберже обязательно клеймил изделия своим фирменным клеймом. Это были не только яйца - ювелир не отказывался от любой работы, создавая из драгоценных металлов, камней и самоцветов женские и мужские украшения, миниатюрные фигурки животных, людей и цветов, аксессуары для гигиены, письма, курения. Обладать вещью от Фаберже считалось признаком состоятельности и престижа. Многочисленные королевские родственники российской императорской семьи в разных странах - в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии - считали за честь получить в подарок ювелирное изделие Петера Карла. Эти вещи трепетно хранились и передавались по наследству детям и внукам. Но были и такие вещи, владельцы которых спешили от них избавиться. С яйцом «Память Азова» произошла именно такая история. Оно было вырезано из полудрагоценной яшмы - камня зеленого цвета с мелкими красными вкраплениями. Петер Карл очень любил такие неожиданные . сочетания - они выглядели очень эффектной? и драматично, напоминая капли крови. Яйцо предназначалась для Николая II, будущего императора России. Спустя некоторое время в Японии было совершено покушение на наследника русского престола, во время которого он был серьезно ранен. «Память Азова» срочно передарили.

Его знали везде - от Таиланда до Балтимора имя Фаберже всегда ассоциировалась с великой русской культурой, богатой традициями и уникальностью. Но, увы, нашлись те, кого это злило и раздражало. Пришедшие к власти в 1917 году большевики причислили Фаберже к буржуинам и угнетателям рабочего народа.

Другие материалы раздела:

Витамины зимой. Какие именно витамины нужны организму в холодное время года?

Модные мужские костюмы. Какие костюмы сейчас самые популярные?

Брендовые мужские ремни. В моде по-прежнему классика.

Продажа залоговых квартир. Банки активно распродают непрофильные активы, включая недвижимость.

Срочные денежные переводы. Как проще и экономнее всего переводить деньги.

Война Наполеона с Россией. Ничто в XVII веке не изменило карту Европы так, как наполеоновское желание завоевать мир.